Александр Щеряков, сооснователь проекта:
«Основной повесткой встреч служил наш фестиваль, но в ходе этого диалога рождались самые интересные местные кооперации и инициативы. Фестиваль уезжал, а кооперации и инициативы оставались».
Александр, что вас вдохновило на создание Фестиваля уличного кино? Какова идея проекта?
Мы с моей командой уже на протяжении 11 лет занимаемся оживлением городов: проведением культурных событий и созданием общественных пространств.

Так получилось, что в нашем родном городе Владивостоке в 2012 году случился саммит АТЭС. Благодаря чему в городе появилось несколько новых объектов инфраструктуры, в том числе и большой амфитеатр в центре города на фоне моря. Построить его построили, но жизнью не наполнили. Так он такой красивый простоял без дела практически год.
Мы уже давно заметили закономерность — большие инвестиции, приходящие из центра от федеральных властей неизбежно приводят к тому, что уровень общественного участия в городском развитии снижается. В маленьких достаточно бедных городах c минимальным количеством импульсов сверху, импульс начинает рождаться снизу.
И напротив, крупные события с миллиардами инвестиций приводят к тому, что общественность смотрит на всё это и думает: «Ну хорошо, раз у вас есть деньги, тогда вы и развивайте город, а мы постоим посмотрим». Всё это рождает иждивенческие настроения.

Нам хотелось наоборот — развивать снизу. Мы решили, что амфитеатр — это отличное место, где можно сделать «наоборот». Даже страшно представить, не согласовывая с администрацией, мы решили в этом пространстве начать показывать разное доброе кино для всех желающих. Собрав необходимое оборудование своими силами мы организовали общественный кинотеатр.

Постепенно зал стал заполняться. Потом к нам стали приходить местные активисты, занимающиеся организацией разных лекториев, музыкальных событий, поэтических вечеров, и предлагали вместе что-то организовать. Так наш открытый кинотеатр перестал быть пространством о кино и стал пространством для разной городской активности и городского сотворчества. И главное — те, кто приходил к нам, понимали, что эта инициатива растёт снизу, и что горожане напрямую могут влиять на развитие сообщества и города. С точки зрения организации этот проект — не лучший пример, так как было много накладок. Но с точки зрения идеологии мы, пожалуй, всё сделали правильно.

Уже постфактум городская администрация согласовала нам площадку, потом инкогнито к нам стал приходить тогдашний мэр Владивостока и садился в капюшоне смотреть кино :)
Фестиваль уличного кино 2018
О нас стали писать региональные СМИ, и обращаться другие регионы с вопросами «А как нам организовать такое событие?». Мы решили, что скучно будет просто написать им методичку, а гораздо круче — проехаться от Владивостока до Москвы по разным городам России с нашим уже Фестивалем уличного кино. А в 2015 году нас позвали в Лиссабон. И сегодня у нас уже более 1000 городов.
Что было самым сложным в таком масштабном запуске проекта по всей стране? И как вы справились с этими сложностями?
Всё решали постепенно и воспринимали сложности, как организационные вопросы: нужно было найти спонсоров, когда Фестиваль запускали в Европе, то нужно было наполнить программу новым контентом, помимо российского кино, искали добровольцев, которые помогали с переводом фильмов и согласованиями с местными администрациями — большое количество технических и организационных задач, но очень интересных, с которыми мы все вместе справлялись.

В 2014 году, например, мы договорились с дальнобойщиками, которые одолжили нам фуру, чтобы перевезти всё наше оборудование в другой город для организации Фестиваля там.

Затем возникла проблема роста: большое количество городов хотели наш проект, но мы просто не успевали всем отвечать. Потом собрались, «переупаковаллись» и превратились в некую социальную франшизу и стали фокусироваться на сборе контента и работе с авторами. Потом возник вопрос репутации Фестиваля в профессиональной киносреде. Хотя мы и про урбанисту и городской активизм, всё таки идея крутится вокруг кино. Для этого мы стали создавать и попечительские советы, и знакомиться с разными влиятельными деятелями кино.
Фестиваль уличного кино 2018
Международный фестиваль сотворчества «Живые города Евразии» объединяет активных горожан, улучшающих качество жизни в своих родных городах через оживляющие события. Как вы думаете, каким образом ваш проект оживляет город?
Наш проект особенно справился с этим на начальном этапе, тогда вообще ещё было очень мало городской активности в России.
Большая проблема в городах — что разные активисты и лидеры сообществ были мало знакомы друг с другом, и весь этот активный круг плохо взаимодействует с местной властью и бизнесом.
Часто наша площадка и событие были отличным поводом собрать их всех вместе за круглым столом и поговорить. То есть основной повесткой встреч служил наш фестиваль, но в ходе этого диалога рождались самые интересные местные кооперации и инициативы.

Фестиваль уезжал, а кооперации и инициативы оставались.

Как бы вы описали живой город или счастливый город?
Очень сложно ответить на этот вопрос…это такая системная история. Мне кажется, это город в котором налажена работа разных систем таким образом, чтобы исключить ручное управление практически на 95%. Чтобы всё могло решаться и разруливаться изнутри, чтобы город сам себя развивал и оживлял.

Чтобы хозяйственные городские вопросы решались консолидированным участием разных людей.

И если так получится, что какой-то управленец или мэр доверится сообществам и гражданскому обществу, то он сам себе упростит задачу потому, что в длительной перспективе он снимет с себя большое количество задач.
Спасибо, Александр!
Александр Щеряков, сооснователь и генеральный продюсер Фестиваля уличного кино
Made on
Tilda